Юдина Т.А. "Аккомпанемент. Первоначальный период.
- 12.05.2017 14:24
- Обновлено 12.05.2017 14:24
- Детская школа искусств
- Автор: Administrator
- Просмотров: 9458
Пояснительная записка
Аккомпанемент, один из видов ансамблевого исполнительства, введен в программу ФГТ (предпрофессиональные образовательные программы), в вариативную часть, как отдельный предмет, с 4 класса. Таким образом, в отличие от прежних образовательных программ, когда предмет «аккомпанемент» был представлен в старших классах в рамках «Предмета по выбору», первоначальный период обучения по предмету «Аккомпанемент» в образовательных предпрофессиональных программах в классе фортепиано начинается с 4 класса. Именно поэтому, наиболее актуальным становится подготовка данного пособия как первоначального пособия по занятиям аккомпанементом, в связи с крайне ограниченным нотным материалом для данного периода (4 класс), так как в этот период исполнительские возможности учащегося, его владение более сложным фактурным материалом, ограничено.
Цель составления данного пособия: подбор и систематизация доступного по исполнительским возможностям материала для первоначального периода занятий аккомпанементом/Users/DHLNM/Downloads/Attachments_vea-nao@yandex.ru_2017-05-11_21-10-43/2.doc#_ftn1" name="_ftnref1" title="">[1].
В соответствии с работой по данному пособию одновременно происходит первоначальное знакомство с аккомпанементом как формой ансамблевого музицирования, развитие основных умений и навыков, необходимых для обучения аккомпанементу в дальнейшем.
Основные задачи, подлежащие выполнению по предмету «Аккомпанемент»:
- Формирование практических умений и навыков аккомпанирования в целом;
- Знакомство с соответствующей музыкальной литературой, расширение музыкального кругозора учащихся;
- Формирования навыка чтения с листа, транспонирования;
- Развитие умения игры по нотам (навык «глаза- ноты- руки»), умение зрительно охватить музыкальный трехстрочный текст;
- Обогащение духовного мира учащегося через соприкосновение с миром поэзии;
- Освоение нового жанра - камерного музицирования, выработка представления об основной роли концертмейстера: солист и аккомпаниатор - как исполнители единого музыкального произведения с разделенной фактурой – исполнитель (мелодия, поэтический текст) и исполнитель – (ритмогармонический план); умение выполнять одновременно художественные и музыкальные задачи, уметь предвидеть намерения солиста.
- Развитие интереса к данному виду творчества.
Пособие предназначено для аккомпанирования голосу. В пособии представлены образцы русского народного творчества, репертуар современных отечественных и зарубежных авторов. Главным условием создания сборника было поиск наиболее удобных, простых фактурных аккомпанементов, исходя из игровых возможностей учащихся. Сборник является первоначальным этапом, при переходе к работе в последующем, к романсовым сборникам.
Перед тем, как приступить непосредственно к работе по пособию, необходим подготовительный этап работы, который включает в себя основные виды работы по знакомству с данным видом творческого музицирования, а именно:
- дублирование мелодии на инструменте, или игра с пением простейших детских песенок (первоначальный аккомпанемент самому себе), например по сборнику Б.Милича (подготовительный класс). Главная задача при этом, чтобы фортепиано не заглушало голос; пение песни со словами в двуручном изложении; пение со словами в сопровождении 4-ручного ансамбля (П.И.Чайковский «Мой Лизочек»).
- переход непосредственно к аккомпанементу. Это игра простейших аккомпанементов по буквенному обозначению, знакомство с различными вариантами, типами фактурных изложений аккомпанемента, подбор простейших видов аккомпанемента. Данная работа может проводиться в ансамблевом исполнении (ученик играет партию вокалиста, преподаватель- аккомпанемент).
- В дальнейшем, при работе над аккомпанементами выполняются следующие задачи: качественный разбор партии фортепиано, умение видеть трехстрочное изложение материала, работа над вокальной партией отдельно, более глубокое знакомство с содержанием произведения (творчество композиторов, содержание русского музыкального творчества, основы русского фольклора и т.д.), создание единого музыкального образа, работа над единой нюансировкой. Отдельно отмечается работа над басовой партией, певучестью партии правой руки. Проводиться работа над педализацией, звуковой контроль над соотношением вокальной партии и аккомпанемента, фразировкой, умением слушать певца. Отмечается значение вступлений и сольных фрагментов фортепианных партий, заключений.
- Заключительный этап первоначального периода - переход к романсам. Романсы должны быть доступными по содержанию, но задачи могут быть усложнены.
В данном пособии произведения расположены в порядке усложнения, предназначены для учащихся профильных классов фортепиано 4 классов и могут быть использованы при реализации Федеральных государственных программ (ФГТ) по предмету «Аккомпанемент».
Работа по пособию апробирована в 2016-17 учебном году/Users/DHLNM/Downloads/Attachments_vea-nao@yandex.ru_2017-05-11_21-10-43/2.doc#_ftn2" name="_ftnref2" title="">[2].
Использованная литература:
- Аккомпанемент вокальных произведений в классе фортепиано. Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Научно-методический центр по художественному образованию. Примерная программа для ДМШ. М., 2006.
- Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста Классика-XXI, М., 2005.
- Золотая библиотека педагогического репертуара. «Нотные папкихормейстер» №1-6. Сост. Куликов Б., Аверина Н.
- Музицирование. Основы импровизации. Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Научно-методический центр по художественному образованию. Примерная программа для ДМШ. М., 2008.
- М.Т.Смирнова. Фортепиано. Интенсивный курс «Аллегро». Тетрадь № 1,2,3,11.
- Шендерович Е. В концертмейстерском классе. М., «Музыка», 1996.